Фреймворк для питча любого проекта (или работы над ним)
Также подойдет для собеседований на работу, сайтов-визиток или просто для улучшения ваших собственных решений при создании проектов.
Как дизайнер продуктов, который опросил многих людей, а также просмотрел тонну портфолио, я часто вижу такую картину: создатели презентуют свой проект, но в их речах отсутствует важнейшая вещь. Связь между решением, которые они предлагают, и решаемой проблемой. Как только эта ниточка теряется, весь проект буквально распадается. Дело не только в представлении своей работы другим, когда все уже сделано, но и в проектировании процесса на пути решения проблемы.
Это «руководство» подойдет как для project, так и product менеджеров, потому что грань между этими ролями часто стирается. Оба должны уметь хорошо общаться с людьми и показывать, почему какие-то вещи стоит сделать.
Каждый вопрос в этой статье можно представить как отдельный слайд в презентации своих решений. Некоторые вещи более подойдут для именно презентации, но будут и ценные мысли для проектирования процессов. Если начинать каждый проект с этих вопросов и последовательно по ним проходить, в итоге ваши решения будут иметь гораздо больше смысла в рамках решаемой проблемы
1. Начинаем с проблемы
A. Что за проблема есть у людей/компании?
В основе любого проекта лежит какая-то проблема: неспособность справиться со специфичной задачей, какое-то непонимание, жалобы потребителей, нездоровые метрики и тд. Постановка проблемы включает в себя контекст проблемы (когда она возникает?) и кому нужно ее решение... но самое главное – это должно быть одним предложением о проблеме, которая у кого-то возникает. Если нужно больше одного предложения, значит что-то не так.
Если вы создаете сайт-визитку, сделайте эту часть максимально заметной. Предложение с проблемой огромным шрифтом, чтобы ее сразу прочитали. Это действительно важно.
B. Почему стоит работать над этой проблемой?
Какими будут последствия изменений? Для кого? Иными словами, «при решении этой проблемы результатом будет X, что позволит или обеспечит Y». Достаточно ли этого изменения, чтобы потратить необходимое время на решение проблемы? Если нет, то займитесь чем-то другим или переоцените задачи.
C. Критерии успеха (Цели!)
Тут есть два варианта: количественные или качественные изменения. Количественные должны быть основаны на данных и быть ощутимы. «Увеличьте конверсию при регистрации тех, кто посещает нашу веб-страницу, с 4% до 6%». Пример качественного воздействия – это «более простой опыт». Эти изменения – ваша цель, к которой вам нужно постоянно стремиться. Говорите о них сразу и почаще, если демонстрируете свою работу кому-то.
2. Анализируем проблему
A. Какие ключевые идеи/инсайты вы получили, углубившись в проблему?
Именно они являются основой того, как вы будете думать о потенциальных решениях и потребности в них. Это могут быть простые отзывы клиентов, метрики, которые показывают сценарии и модели пользования, или более глубокое понимание, в чем заключается сложность существующих решений (основанное на ментальной модели).
B. В чем причина существования проблемы?
Часто проблема, которую вы пытаетесь решить, является сочетанием небольших проблем, которые, в совокупности, привели к большой. Если вы испытываете проблемы с пищеварением, это может быть не только из-за вашей диеты, это может быть связано с вашими органами… ( странный пример, но вы поняли).
Каждая из этих подзадач требует отдельного исследования и имеет разное влияние на конечную проблему. Обязательно разберитесь в них. Классификация и взвешивание помогут вам – X: 60% проблемы, Y: 30% проблемы, Z: 10% проблемы.
C. Что нужно для решения проблемы?
Пожалуй, один из самых важных шагов в любом процессе. Прежде чем перейти к готовому решению, крайне важно, чтобы вы сообщили как можно более простыми терминами, что нужно пользователю для решения этой проблемы. Это должно быть основано на всем, что вы обнаружили и упомянули на предыдущих шагах.
D. Возможные решения проблемы
По сути, это этап мозгового штурма: предполагаем и проверяем. Существует бесконечное множество постановок проблемы и предлагаемых решений. Какую комбинацию вы выбрали и почему?
3. Решаем проблему
A. Какое решение вы выбрали?
Занавес поднимается! Покажите, что у вас получилось. Оу...
B. Почему вы выбрали это решение, учитывая проблемы пользователей (контекст + потребности) и ограничения?
На одном решении без дополнительных объяснений далеко не уедешь. На этом этапе вы объясняете, почему решение – именно такое. «Для каждого элемента на странице, вы должны ответить, я выбрал это, потому что ___». На месте пробела может быть необходимость в чем-то, информация, которую вы получили в виде фидбэка или даже ограничение (например, стоимость была дешевле аналогов).
C. Каков результат у решения? Все ли получилось?
Еще раз посмотрите на свои цели и показатели успеха (пункт 1C). Получилось? Даже если не очень, расскажите об этом. А еще лучше, подумайте, что вы сделаете по-другому в следующий раз.
Надеемся этот фреймворк поможет вам в создании проектов или в решении других проблем, над которыми вы работаете.