Хей, хакерс. Бывает много хакатонов: государственные, хакатоны от одной компании, трушные, хакатоны в Стриптиз-клубе, в поезде, бывают тренировки Сборной России по хакатонам, бывают кейс-чемпионаты, питч-сессии в акселераторах, куда приходят хакеры и мейкеры. Что объединяет всех людей, посещающих эти чемпионаты?
Разумеется, стремление создать продукт, который:
a) будет технологическим
б) будет востребованым
в) будет генерировать прибыль
Давайте определимся с каждым из пунктов и посмотрим под микроскопом как нам сделать идеальный продукт в условиях хакатона.
а) Технология
Deep Tech, Hard Tech, Emerging Tech, Rocket Science и похожие термины имеют в себе общее:
- Технический риск реализации
- Пересечение двух и более дисциплин: железа, биологии, химии, географии, физики и т.п.
Особенность deep-tech стартапов в том, что на разработку новой технологии уходят месяцы и годы R&D, и такие проекты намного чаще проваливаются.
Тем не менее из года в год больше появляется сложнотехнологичных проектов, чем стартапов без технологичной компоненты (I)
Риски для deep-tech стартапов, в прочем, как и скорость их внедрения, значительно выше, чем у софта. (II)
Эти два (I + II) фактора способствуют тому, что в условиях хакатона создать проект с deep-tech почти не возможно.
Как это делать на практике?
- Появилась новая, не обкатанная, не запатентованная технология – воруем ее и пробуем применить ее на стыке с отраслью. Кстати, для этого можно использовать матрицу генерации идей
- Иметь значительные наработки и экспертизу в области
- Не делать deep-tech проектов на хакатоне
Например, в 2018 году произошел бум генеративных нейросетей. Для тех кто в танке – сперва нейросети научили генерировать лица людей, по которым нельзя понять существовали эти люди или нет. Затем, ученые научились генерировать мимику лиц и накладывать их на существующий видео-ряд. В этот момент появилось много хаков, как эту технологию использовать в порно, кино, соц. сетях и т.п.
Как это влияет на решения на хакатоне?
Deeptech – это не способ выиграть хакатон. Это способ получить хайп за счет крутой технологии. Безусловно, deeptech дает бонусные очки от судей, но вы также можете и потерять их – нужно помнить, что технологических рисков больше – код может не запуститься, вы не потянете экспертизой и т.п.
б) Востребованность
Слышали словосочетание Product/Market fit?
Product/Market fit – это концепция стартап-мира, которая говорит о том, что наш продукт находится на хорошем рынке и он удовлетворяет потребностям рынка.
По простому – если вы стоите в жаркой курортной стране на людной улице и продаете бутылки с холодной водой – у вас есть Product/Market fit, если вы стоите в Норильске в -40 на улице и продаете воду – вы скорее умрете от холода, чем продадите хоть одну бутылку воды (льда).
Как понять, что есть Product/market fit?
Лучший показатель – это когда ваш продукт вместо вас продают ваши покупатели.
Если вы постоянно растите мощность серверов, а деньги от покупателей поступают на счет стартапа – это и есть Product/market fit
Как это делать на практике?
Во-первых, не используете словосочетание Product/market fit на хакатоне. Пошлите далеко и надолго тех, кто будет использовать этот термин на хакатоне. Дело в эволюции проекта:
- У вас появилась идея
- Вы собрали команду
- Вы реализовали Proof of Concept (верификацию идеи)
- Вы ушли с хакатона
- Вы сделали работающий прототип
- Вы нашли Product/market fit
- Вы запустили MVP
На хакатонах встречаются команды, которые успевают сделать работающий прототип прямо на хакатоне, но таких команд по статистике Russian Hackers не более 5%.
Как это влияет на решения на хакатоне?
Решение на хакатоне – это Hack. Это то, что делается из говна и палок в условиях безлимитного редбула, экспертов рынка в течение 48 часов. За такой срок вы сможете проанализировать ключевые запросы рынка и сделать что-то прикольное. Если ваша цель – использовать хакатон как стартовую площадку для развития стартапа, вы заранее должны держать путь к MVP и сделать такой Hack, который поможет быстрее найти Product/market fit.
В связи с этим – шлите в жопу фонды, инвесторов и тех, кто считает, что за хакатон можно сразу сделать стартап. Но прислушивайтесь к фидбеку и собирайте крутую команду, с которой вы сделаете крутой продукт.
в) Прибыль
Как UBER может генерировать десятилетием убытки?
Почему расходы Prisma и многих других B2C на старте такие огромные, хотя дохода они не приносили? И почему проекты вроде MSQD покупают за миллионы долларов гиганты вроде Facebook?
Неужели прибыль вашего проекта не важна?
Прибыль – это то, что влияет на ваши активы. В случае с MSQR у них была технология, люди и аудитория – по-этому Facebook купил этот стартап и сделал на основе его Spark AR, а заодно сделал возможным публиковать любые маски в Instagram.
Prisma – стала первой компанией, которая запустила нейросети прямо на мобильном телефоне. Таким образом они вышли в лидеры по технологической обработке изображений и при этом, показали как эту технологию можно масштабировать на сотни миллионов пользователей.
Так, актив любого проекта:
- Прибыль (ну а вы сказок хотели)
- Команда
- Технологии
- Аудитория
У вас, может не быть прибыли или технологии, но вы уже накопили большую фан-базу – показали востребованность продукта. Востребованность в принципе важнее монетизации: монетизировать то, что нужно людям проще, чем имея монетизацию "впарить" то, что пользователям не нужно.
Как это делать на практике?
Разработайте план, как вы будете создавать актив проекта.
Интересный кейс, когда в короткие сроки вы показываете прибыль проекта при новой гипотезе, тем самым подкрепляете правильность вашей гипотезы долларом. (Не в рублевом мире мы живем, все-таки)
Если вы сильная команда – преподносите это на слайдах, продавайте это так, как будто вы и есть Илон Маск с командой, отправляющий экспедицию на Марс.